Загрузка...

Пресс-центр

История


Исторический очерк

В свое время Белое Море открыло поморам путь в океан. Архангельск стал для России окном в Европу. В Архангельске по указу Петра I впервые закладывали корабли, здесь подняли паруса первые боевые и торговые суда России. История развития северного судоходства тесно вплетена в историю государства Российского. Учреждение «Товаришества Беломорско-Мурманского срочного пароходства» от которого берет начало Северное морское пароходство состоялось в мае 1870 года. Флот рос, в 1896 году он состоял из 10 судов, построенных в Англии, стали регулярными

рейсы на Новую Землю, открыта линия в устье Печоры с заходом в Мезень. С 1908 года суда стали совершать рейсы в Санкт-Петербург с заходом в порты Норвегии. После гражданской войны и интервенции общий тоннаж флота, зарегистрированного в Архморпорту составлял около 14 тыс. брутто- регистровых тонн. Тем не менее, уже в августе 1921 года в первый загранрейс вышел пароход «Субботник» на порты Норвегии, Германии и Эстонии (капитан - В.И.Воронин).

В июле 1922 года был образован «Госторгфлот» в составе 4 пароходств, в том числе и Северного. К 1928 году пароходство имело уже 28 судов, в том числе 6 новых грузовых пароходов отечественной постройки. Наряду с активным развитием экспортно- импортных перевозок, шло планомерное освоение трассы Северного морского пути. В годы Великой Отечественной войны флот пароходства принимал участие в конвойных операциях на Северном морском театре военных действий, потеряв в ходе их 13 судов.

После войны из-за отсутствия тоннажа наступил этап буксирно-лихтерных перевозок. Но уже к концу 50-х годов состав флота стал пополняться пароходами польской и финской постройки, а затем теплоходами типа «Волголес», а в середине 70-х - специализированными судами типа «Николай Новиков», «Игорь Грабарь» и «Пионер Москвы».

В этот период количественный состав интенсивно обновленного флота достигал 130 транспортных единиц. Кроме того, в его составе были 4 пассажирских судна, мощный дноуглубительный флот.

На фоне ускоренного развития Тимано-Печорского региона суда ледового класса начали доставлять грузы - машины, буровые установки и другую технику через ледовый припай Вангурея, Харасавэя для геологов. Стали ежегодными рейсы «Пионеров» к ледовым барьерам Антарктиды. Лесовозный флот окончательно перешел на новую технологию перевозки леса в пакетах на специализированных судах.

Суда пароходства первыми начали завоз труб большого диаметра из стран Европы в Обскую губу для строящихся магистральных газопроводов. С 1978 года в Архангельском порту открыта круглогодичная навигация. На конец 80-х годов Северное морское пароходство являлось крупным многопрофильным транспортным объединением, занимая по определяющим параметрам 5-6 место среди аналогичных компаний Советского Союза.


Марш ветеранов

Картина "Марш ветеранов" написана архангельским художником Иваном Архиповым в 1985 году. Именно в год 40-летия Великой Победы она была выставлена в холле здания управления Северного морского пароходства. И с тех пор картина занимает свое достойное место - рядом с мемориалом, посвященным памяти погибших судов.

На картине изображена группа моряков Северного морского пароходства. Это своеобразный портрет поколения, которое на своих плечах вынесло войну. Большую часть ветеранов мы смогли узнать и назвать. Сведения о других за давностью лет, к сожалению, отсутствуют. Думаем, что всем интересно узнать имена этих людей, ведь это полотно - коллективный портрет моряков, которые вершили историю страны и нашей судоходной компании.

На картине слева-направо:
1. В.Н.Байков - капитан (в годы ВОВ - второй помощник капитана парохода "Марина Раскова")
2. А.И.Вешняков - Герой Социалистического Труда, старший механик
4. П.А.Петраков - начальник отдела СМП (в годы ВОВ - матрос парохода "Петровский)
5. М.Г.Михов - старший механик (в годы ВОВ - матрос парохода "Воронеж)
7. Б.С.Леонтьев - инструктор ПК, радист, участник походов в Испанию на пароходе "Н.Хрущев"
9. И.А.Пономарев - капитан, Герой Социалистического Труда
11. Я.С.Хабаров - капитан (в годы ВОВ - капитан парохода "Шилка")
12. Ф.А.Рынцын - капитан, почетный ветеран СМП (знак №1). В годы ВОВ - капитан парохода "Моссовет"
16. Б.В.Архангельский - старший механик, (в годы ВОВ - механик парохода “Буденный”)
17. И.Т. Климовская - председатель совета ветеранов (в годы ВОВ - инспектор отдела кадров)